Утробный гул прошёлся под землёй…

Утробный гул прошёлся под землёй... Татьяна БУЛГАКОВА

К 85-летию Цебека Адучиева

Стыдно признаться, но я совершенно не помню, как это случилось.
После смерти мужа, спустя год, я неожиданно нашла ворох бумаг на этажерке, решила их пересмотреть. И обомлела: среди разных значимых и не значимых деловых бумаг лежали листы А 4 с какими-то цитатами, а в них — открытки. Я стала рассматривать их. Это были фотографии, на обратной стороне которых я разобрала почерк Цебека Адучиева.
Каждая была подписана. Фото его картин из Нижегородского музея.

Утробный гул прошёлся под землёй...

Это были тюльпаны, но не те, которые цветут в Калмыкии, а совершенно фантастические из чего-то видимо-невидимого. Они несли некое излучение, как-будто сами были источником некой тайной жизни. Взволнованность от находки передавалась этим невиданным и, казалось, забытым пришельцам в мой дом: это изображение походило на рентгеновский снимок, когда ничего не выявлено, все ткани просвечиваются, но сами, по каким-то неведомым законам, несут разный цветовой эффект. Хрупкость зарождения природы, её таинственность и удивительный колорит несли совершенно медитативное состояние для смотрящего: не оторваться взглядом, ощутить невесомость и зависание в пространстве… Маленькая фотокарточка оказывала сверхъестественное воздействие на смотрящего. Я не могла двинуться, наступила точка покоя и сосредоточения одновременно. Глаза застыли в некой субстанции, в некой другой форме жизни или смерти. Цветы парили в голубо-зеленом эфире. Всё моё существо недоумевало…
Под фотокарточкой, которая была наклеена на чистый лист бумаги, надпись — отсыл к вербальному миру, как перевод таинственного и столь эмоционального пластического языка — на вербальный: «Из серии «Цветы и птицы».

Я ещё раз недоумённо перевернула изображение. «Сделайте принт в большом размере», а ниже: «Картина находится в музее г. Набережные Челны» в… Неразборчиво. Подпись везде только карандашом.

Утробный гул прошёлся под землёй...

Второе фото — загадка мироздания — плоды.
Чего?
Какие?
Воспарение продолжается и не отпускает состояние начала познания мира.
Шаг сделан? Познание всегда заманчиво, но и несет много запретов, а плоды? Так вот же они — так близко, так сочны, так свежи… Стать свободным от запретов так легко, так заманчиво. Искушение так ощутимо и прекрасно! Выбирай!

Переворачиваю и читаю: «Происшествие» х.м. 50х70. 2013.

Лезу в интернет.
Это ему было в 2013?
Родился в 1939?
Когда последний раз я звонила по телефону (кажется, в сентябре2022), то прямо спросила: «На разных сайтах — разная дата вашего рождения дается. Так когда же вы родились?».
Обожаю мудрость восточных народов: « Родился, ну и родился, зачем об этом?».
Я так наивно боялась, за всеми несчастьями и смертями, прозевать его юбилей. А для него — это «суета сует», ничего незначащая информация.

Утробный гул прошёлся под землёй...

Третья фотография — это изображение неописуемой радости жизни, это просто неуёмное пространство, где в центре — милейший пацанёнок, загривок его затылка освещает свет, как бы указывая на родство с этим светом. Если в католической вере белый голубь символизирует святой дух, то у Цебека Адучиева — это белое световое отражение божественного поцелуя, знак, что это «есмь сын человеческий».
Фон?
Не город ли это ДиТ?
Степи, где вечно идет огненный дождь? Напоминание о седьмом круге…
Полотно так и называется — «Сын человеческий» (2000г.).
Фото меньших размеров выпадает из пачки на пол.

Утробный гул прошёлся под землёй...

Что это? Наклоняюсь и поднимаю. Но как смотреть на это изображение? Верчу фото в руках, поворачиваю и читаю: «Идол» (из серии «Земные идолы» х.м. 90х85. 2001г.).
Переворачиваю…
Строки всплывают в памяти: «Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу». Почему? Ведь то, что видят глаза — нечто иное. А нутро моё процитировало эти строчки из «Божественной комедии» Данте Алигьери в переводе М. Лозинского, как единую смысловую вещь, «как горный кряж, ничем не заслонённый» — это из вступительной статьи переводчика. Вот это и явилось в моей голове очень отчётливо сейчас, потому что, когда-то, непонятливости при чтении «Божественной комедии» начались сразу же во вступительной статье со слова «кряж».
Странные ассоциации, но…
Такое несуразное объяснение лучше, чем ничего.
Следующая фотография усиливает тревожность, вызывает взволнованность через колорит, через…

Стыдно.
Надо вспомнить…что-то… мой муж мне говорил…кажется, я написала Цебеку «Спасибо».
Он потом звонил совсем некстати: то я была у врача, то мужа клала в больницу, то…
Одним словом — старость и болезни, а потом и пандемия, не до этой бандерольки было в нашей тогдашней жизни-выживании.

Близкие по духу люди уходят из моей жизни в декабрях, как будто показывая этим, что всё, что они задумывали сделать в этой жизни, они выполнили. Моя мама, мой муж…
Цебек Манджиевич Адучиев ушел 11 декабря 2022 года.
В 2022 мы еще созванивались. Я — после ковида и он. Мы долго общаться не могли, не было сил, да и молчание говорит больше в наших годах.

Мы поняли, что уход наш близок.

Мы попрощались.

А в июле 2022 года в Пятигорске открылась выставка «Радуга Юга-2022». Я смогла её посетить, меня порадовала картина молодой художницы из Ессентуков Анастасии Ржаницыной. Её работа в стилистики Дени сразу легла на душу своей умиротворенной неяркостью, неточностью, даже загадочностью.
После выставки «Брат мой Иван», проходившей в Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, куда я специально летала, чтобы полюбоваться подлинниками картин любимого И.А. Морозовым художника Пьера Боннара — хотелось попытаться разгадать неуловимый шарм его картин.
После приглушенно высвеченных красок Боннара и Дени заметила, совершенно выбивающееся из южного яркого разноцветья и экспрессии, полотно небольшого размера «Возвращение во Владикавказ».
Я долго разыскивала эту художницу, и нам удалось встретиться и побеседовать. Это оказалась ученица профессора Валерия Николаевича Арзуманова, народного художника РФ, члена-корреспондента Российской академии художеств.
На эту встречу я прихватила и один из подаренных мне экземпляров книги Цебека Адучиева «Вблизи рассвета». Я осмелилась подарить ей книгу Цебека Адучиева — такой маленький приз зрительских симпатий, приз за ее мастерство, но об этом, как-нибудь в другой раз.
После этого я позвонила Цебеку и рассказала о встрече с Анастасией и подарке ей. Он очень растрогался и попросил, чтобы и она, когда сможет, написала ему. Анастасия уже уехала в Санкт-Петербург, и всё ж я ей по ватсапу написала о его просьбе.
Это, как теперь выяснилось, была наша с ним последняя телефонная встреча, очень радостная и живая. Телефонная встреча двух немолодых людей — никогда не встречавшихся, но одинаково чувствующих «земли рыданья».

*«Утробный гул прошёлся под землёй…» — строка из стихотворения «Пустыня Гоби» народного художника Калмыкии, члена Союза художников СССР и творческого Союза художников России, члена Союза писателей России, лауреата национальной премии «Муза», дипломанта Российской Академии художеств Цебека Адучиева (1939-2022). 21 апреля ему бы исполнилось 85 лет.

https://nash-kislovodsk.ru/byli-slyshny-zemli-rydanja-cebek-aduchiev

Татьяна Булгакова
Источник: Татьяна Булгакова | Фото: Татьяна Булгакова
Поделиться или сохранить к себе:
Наш Кисловодск
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.