Мы неоднократно рассказывали о жизни и творчестве Леонида Абрамовича Шульмана, широко известного в музыкальном мире России и за рубежом дирижера, который 23 года руководил оркестром Северо-Кавказской Государственной филармонии, и замечательного человека и друга. Память о маэстро не меркнет. Вчера в газете «Вашингтон Пост» вышла очередная статья с воспоминаниями о маэстро, которую мы предлагаем нашим читателям – нам ее переслали его друзья.
Леонид Шульман, дирижер оркестра, был известен своей страстью к классической музыке.
В статье 1997 года в Washington Post говорится: он был одет в рубашку и “мешковатые брюки”, с “парящей палочкой” и “развевающимися жесткими серебряными волосами”, когда руководил русским народным оркестром в подвале арлингтонской церкви. Шульман, говорилось в статье, был похож на голливудскую “версию страстного русского дирижера 1950-х годов, забывшего обо всем, кроме музыкальной партитуры”.
Его друзья и жена согласились.
“Он был очень предан музыке, — говорит Ольга Криченко из Silver Spring, давняя подруга Шульмана и его жены. — Вся его жизнь была посвящена — и проходила — в музыке”.
Шульман из Арлингтона умер 8 января от осложнений, связанных с covid-19. Ему было 89.
Родившийся в Запорожье, в Украине, Шульман проявил интерес к музыке и был известен как маленький ребенок, который размахивал руками и притворялся дирижером, когда слышал музыку, рассказала Криченко.
Будучи пианистом, Шульман изучал музыку в Киевской консерватории и в конце концов поступил учиться дирижированию в тогдашнюю Ленинградскую консерваторию. Он провел 30 лет в качестве дирижера филармонических оркестров в городах Луганске на Украине, Кисловодске и Иркутске в России.
У Шульмана был сын от первой жены, и их брак закончился разводом. Он приехал в Соединенные Штаты в 1994 году.
Шульман и его вторая супруга, Нина Валяева, поселились в Арлингтоне.
В своей отставке он помогал с дирижированием вашингтонскому обществу балалайки, русской музыкальной группе. Он и его жена также присоединились к группе под названием D. C. Classical Music Meetup, которая разделяла их любовь к музыке.
Члены группы meetup описали на мемориальной странице Шульмана как “большую, чем жизнь личность”.
“Он был теплым, добрым и дружелюбным и любил классическую музыку”, — сказал матер Пфайффенбергер, друг Шульмана, который также возглавляет группу meetup.
В какой-то момент Шульман выступил перед группой, рассказав им о том, что чувствует себя связанным с музыкой известного русского композитора Дмитрия Шостаковича. «Шульман сказал группе, что музыка Шостаковича описывает трудности жизни в Советском Союзе в то время, — рассказал Пфайффенбергер. — Шульман сказал, что разговаривал с ним. Он сказал бы: «Шостакович мой композитор».
У Шульмана было несколько выдающихся моментов в карьере, говорят друзья, в том числе когда он руководил оркестром в исполнении оперы русского композитора Григория Фрида “Дневник Анны Франк” в 1977 году в Кисловодске. Опера была написана в конце 1960-х годов, когда евреи пытались эмигрировать из Советского Союза.
Пфайффенбергер сказал, что это был “смелый поступок со стороны [Шульмана], учитывая постоянный антисемитизм в бывшем Советском Союзе и сложную политическую ситуацию вокруг эмигрировавших оттуда евреев в то время”.
Позже Шульман дирижировал камерной оркестровой версией “Дневника Анны Франк” Фрида в 2001 году, когда его премьера состоялась в американском Мемориальном музее Холокоста. В пост — статье о спектакле он описал Шульмана как человека, который “долго отстаивал партитуру Фриды.”
Виктор Бунин, российский пианист, вспоминал на странице памяти в интернете, как он несколько раз выступал с Шульманом. По его словам, Шульман “самозабвенно окунулся в мир исполняемой музыки.”
Дань уважения от Игоря Рехина, московского композитора, работавшего с Шульманом, отмечала его музыкальные таланты и дирижерское мастерство. Шульман, — писал он, — “продемонстрировал высокую дирижерскую культуру, умение работать с оркестром, острое чувство стиля композитора, умение составить концертную программу из произведений разных эпох … и живо представить музыку своим слушателям.”
В электронном письме Джанандреа Нозеда, музыкальный руководитель Национального симфонического оркестра в Вашингтоне, писал, что “всегда с нетерпением ждал встречи” с Шульманом и его женой за кулисами после концертов в Кеннеди-центре.
Его страстные суждения явно основывались на глубокой любви к музыке.
Шульман и его жена часто присоединялись к друзьям в художественных музеях и выступлениях оркестра в округе Колумбия и Нью-Йорке.
“Он всегда интересовался такими разнообразными аспектами жизни — от науки до музыки и искусства”, — сказал Криченко. — Он всегда держал меня в курсе выставок.”
Каждое лето они с женой возвращались в Россию, где он стал приглашенным дирижером кисловодской филармонии. Последний раз он был в России четыре года назад.
В свой день рождения, 22 декабря, Шульман пошел обедать с женой и друзьями.
— Мы были в масках и почти не разговаривали, — рассказал Криченко. — Он сказал: «Я чувствую себя хорошо», но кашлял. Мы беспокоились о его состоянии.
После Рождества он отправился в больницу и дал положительный результат на коронавирус. В конце концов его состояние ухудшилось, потому что он не мог дышать, вспоминает Криченко.
Врачи разрешили его жене с помощью средств индивидуальной защиты войти в больницу, чтобы увидеть его. Супруги проговорили два часа, но Шульман беспокоился, что его жена заболела. Позже у нее был положительный результат теста на коронавирус, но никаких симптомов он так и не проявил. Она вспомнила ужасный опыт, когда увидела его в больнице с болезнью.
— Он спросил, кто это, и я сказала: ” Это я, Нина», — рассказала его жена. — Он сказал, чтобы я немедленно уходила, потому что боялся, что я заболею”.
Она осталась и спросила, что может сделать.
— Скажи, чем я могу помочь, — вспоминает она, как говорила мужу, поглаживая его руку. — Скажи мне, чего ты хочешь?
— Воды, — сказал он ей.
— Он сказал мне: «Я любил тебя всю свою жизнь. Оставайся здоровой”.
Через два дня Шульман умер.
На снимке: Леонид Шульман, 89 лет, из Арлингтона, умер 8 января из-за осложнений от covid-19. Здесь он изображен слева с Джанандреа Нозедой, музыкальным руководителем Национального симфонического оркестра. (Семейное фото)
Об авторе:
Дана Хеджпет-репортер Washington Post, работающий ранним утром, чтобы сообщить о дорожном движении, преступности и других местных проблемах. Она пришла на эту должность в 1999 году. Следуйте за мной